Александр Козлов: главное – блеск в глазах!
Начиная научную деятельность после окончания вуза, каждый молодой специалист для дальнейшего успешного развития нуждается в поддержке. В Институте реакторных материалов (АО «ИРМ», входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом» – АО «Наука и инновации») широко развита программа наставничества, позволяющая увидеть нужный вектор развития и получить фундаментальные знания и опыт, собранный предыдущими поколениями ученых. Эксперт отдела научного и инновационного развития АО «ИРМ» Александр Козлов поделился своим взглядом на наставничество.
– Александр Владимирович, на Вваш взгляд, как формируется интерес молодёжи к атомной науке?
– У нас организована система мероприятий, направленная на привлечение школьников и студентов в атомную отрасль. Например, наши специалисты Института принимают участие в детско-юношеской конференции «Курчатовские чтения», которая много лет проходит в нашем городе: рассказывают о развитии атомной энергетики, направлениях деятельности, новых технологиях, карьерных возможностях. Ведется также работа со школьниками и студентами в рамках разных общегородских мероприятий. Мой старший внук был участником «Курчатовских чтений», занимал призовые места, потом окончил Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина – и сейчас работает на Белоярской атомной станции (БАЭС). Результат налицо.
Другой важный фактор – это родители. Многие зареченцы работают в атомной отрасли, взрослые рассказывают детям о своей работе, и, конечно, такая «атомная атмосфера» пробуждает интерес.
– Расскажите, пожалуйста, как в Институте привлекают молодых специалистов к научно-исследовательской работе.
— Это одна из главных задач работы кадровой службы и научных руководителей. В Институте создана единая система взаимодействия молодых и опытных сотрудников, в рамках которой каждый молодой специалист имеет возможность раскрыть свой научный потенциал, применить имеющиеся знания и получить новый опыт исследовательской работы.
На мой взгляд, сегодня молодежи не хватает соревновательного духа. Например, можно организовать конкурс на лучшую среди молодых специалистов статью научного характера. Победителей наградить и поздравить публично – для творческого (а наука — это творчество!) человека это важно.
Принимая участие в разных конференциях, школах молодых ученых, конкурсах, молодые сотрудники не только показывают свои результаты, но и приобретают новые знания, видят опыт коллег из других предприятий, понимают, как развивается отраслевая наука – всё это поднимает и престиж, и интерес к профессии.
-– Александр Владимирович, актуальна ли проблема утечки молодых умов в атомной сфере?
-– Скорее, не утечки, а притока молодых умов. Очень многое за последние 5-6 лет изменилось в положительную сторону. Сегодня, молодые ребята, пришедшие к нам на работу, хотят расти, развиваться, сделать что-то важное для науки и общества – у них глаза горят!
– В этом году у нас проходила научно-техническая конференция, посвященная юбилею предприятия, и там довольно много молодых ребят участвовало.
– Да, и это хорошо. Но мне кажется, этого пока недостаточно для существенного технологического прорыва, как в нашем отдельно взятом Институте, так и в целом в отрасли. Если тенденция сохранится, то уверен, нам удастся преодолеть разрыв преемственности из-за последствий 90-х, когда много талантливых молодых ребят уехало работать за границу.
– Привлекаете ли Вы молодых учёных к проектной деятельности? И допускаются ли они до самостоятельной работы?
– В Институте, в логике проектного управления, ведутся исследования по облучению материалов в реакторах на «быстрых нейтронах» (БН) и реакторах РБМК-1000 (реактор большой мощности канальный), Это необходимо для дальнейшего повышения безопасности этих устройств. Традиционно я участвую в проектах, связанных с быстрыми реакторами, их улучшением и так далее. Более 30 лет в ИРМ ведутся работы по реактору БН-600. В планах – сопровождение реактора БН-800. Это крупнейшие в мире энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах, их суммарная установленная мощность 1485 МВт составляет около 16% от установленной мощности всех электростанций Свердловской энергосистемы.
В рамках единого отраслевого тематического плана Росатома (ЕОТП) реализуются новые проекты, направленные на решение задач по прогнозированию процессов, протекающих в материалах твэлов реакторов БН. Например, проекты «Радиационная ползучесть» и «Радиационное распухание», где я являюсь научным руководителем – причём рассматриваемые проблемы актуальны не только для быстрых реакторов, но и для реакторов любых других типов. Темы посвящены конструкционным реакторным материалам и материалам тепловыделяющих элементов (твэл). Также я участвую и в разработке методик исследований.
В каждом проекте принимают участие молодые специалисты. Кто-то из них набирается опыта рядом с маститыми исследователями, а кому-то уже доверено руководство проектами.
Так, руководителем проекта ЕОТП «Радиационное распухание» сейчас является молодой сотрудник Артур Исинбаев. Мы с ним плотно работаем уже три года. Работа там довольно интересная, тонкая.
Молодые научные сотрудники исследуют также и физические свойства материалов, закономерность их изменений в целом под действием облучения. В этом направлении хорошо себя показывает Ладейщиков Константин в рамках проекта ЕОТП «Радиационная ползучесть».
Ещё один мой «подшефный» молодой специалист – Родион Карагерги занимается разработкой методик и исследованием механических свойств материалов оболочек твэлов, которые отработали в разных реакторах, в том числе быстрых.
По всем направлениям, везде, где можно, помогаю ребятам, поддерживаю с ними связь, да и сами они ко мне обращаются с вопросами. Кроме того, меня назначают наставником наставником на какое-то время – как правило, пока наши ребята учатся в магистратуре и сдают экзамены: там положен руководитель от предприятия. Я эти функции и исполняю.
– Могли бы ли Вы им доверить международный контракт?
– Безусловно! Специалисты уже подготовлены, прошли довольно большую практику в научной деятельности. Справятся и с организацией работ по контракту, и с исполнением.
– Был ли у Вас наставник, когда Вы пришли молодым специалистом на работу в ИРМ?
– Нет. Когда я пришел в Институт, за плечами был пятилетний рабочий стаж после университета. Весь поток состоял из людей примерно одного возраста. На всех нас был, так сказать, один наставник – Клюшин Виктор Васильевич. Нельзя, конечно, сказать, что он нас чему-то серьёзно учил: да, он требовал выполнения работ, но учились мы на своём опыте и своих ошибках. Организованных программ наставничества я не помню – всё было как-то само собой разумеющимся: приходили молодые ребята и сразу попадали в коллектив к старшим коллегам. Для среднего научного звена были занятия раз в две-три недели, где рассказывали о сути проводимых исследований, тонкостях методик. Ещё проводились соревнования по профессиональному мастерству, мы сдавали экзамены.
– А наставнику есть, чему поучиться у молодых специалистов?
– Всегда! В Греции была такая система перипатетики (философская школа Аристотеля) – когда опытный философ общался со своим наставником, и тот, в процессе общения, задавал вопросы, которые наводили на свежий взгляд или другой ракурс. В таком процессе взаимодействия ты начинаешь лучше понимать объект осмысления – и возникает импульс развития.
– Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать наставник?
– Прежде всего, высоким уровнем знаний в определённой сфере. Кроме того, он должен быть терпимым, терпеливым и доброжелательным. Если наставник относится к своему ученику с пренебрежением – это сразу гасит пыл отношений и снижает эффективность передачи знаний. И самое главное – это блеск в глазах! Наставнику самому должно быть интересно – тогда и у ученика возникает положительное эмоциональное состояние для восприятия знаний и опыта.
Пресс-служба АО «ИРМ»