Ядерный синтез идей
В Институте реакторных материалов (ИРМ) — научном подразделении госкорпорации Росатом в городе Заречном— прошла серия стратегических сессий, целью которых стало определить будущее атомной науки на Урале. В трех сессиях участвовали руководители института, научные сотрудники и молодые работники. Общими усилиями они сформулировали новую стратегию развития предприятия, попытались определить, какие задачи возложены на ученых в новых реалиях и что ждет институт и отрасль в целом за горизонтом двух—трех десятилетий.
По словам директора ИРМ Дмитрия Маркова, сегодня Госкорпорация «Росатом» ре-шает те же задачи: формирует стратегию развития компании до 2050 года и на период до 2100 года.
— Да, корпорация является безусловным мировым лидером в атомной промышленно-сти, но мы понимаем, что это положение было достигнуто еще за счет советского научно-технологического задела, который в значительной степени уже «проеден». Возник вопрос, какие механизмы развития необходимо задействовать, какие новые продукты и технологии следует создать, чтобы удержать лидерские позиции в будущем, — говорит Марков.
Ставка сделана на высокотехнологичный бизнес. Цель такова: к 2030 году Росатом должен войти в тройку ведущих высокотехнологичных научно-технических корпораций мира. А в институте к 2025 году планируется довести до миллиарда рублей объем выручки от реализации новых продуктов для российского и международного рынков.
Понятно, что добиться этого можно, лишь объединив усилия всех подразделений АО «ИРМ». Научным сотрудникам отведена особая роль—разрабатывать прорывные и востре-бованные продукты. Задача, как выяснилось, не из простых.
— Новые автомобили выводятся на рынок очень быстро, всего за полтора года. На создание новых материалов и технологий в атомной отрасли уходит гораздо больше време-ни. Но ускорение производственного цикла так или иначе требуется и нам, — констатирует Кирилл Ильин, заместитель директора ИРМ по научной и инновационной деятельности.
Это значит, что к работе ученого будут предъявляться совершенно иные требования, нежели сейчас. Да, этот труд должен быть хорошо оплачен — в этом сегодня отдает себе отчет руководство и Росатома, и Института реакторных материалов. Речь идет о том, что размер оклада научного сотрудника будет в полтора—два раза выше, чем в среднем по от-расли. Но в коммерческих структурах, к которым относится и АО «ИРМ», деньги не берутся из ниоткуда, их нужно заработать.
Поэтому сегодня делается ставка на реализацию нескольких перспективных высоко-технологичных проектов, которые должны принести предприятию прибыль в будущем. Речь, к примеру, о разработке инновационных материалов для реакторов следующих поколений, о производстве передовых радиофармпрепаратов для онкодиагностики и медицины, о создании источников энергии нового поколения на основе радиоизотопов. Некоторые проекты настолько нестандартны, что ученым еще не один год придется поломать голову над тем, как воплотить их в жизнь.
Нагрузка на сотрудников будет расти, что очевидно уже сейчас. Это серьезный вызов, ведь костяк научных кадров института сформирован еще в советские годы, возраст многих ведущих специалистов приближается к семидесяти годам.
— Нужно повысить статус ученого, привлечь молодых ребят к исследовательской ра-боте, передать им опыт старшего поколения. Мы должны защитить доброе имя человека, занимающегося наукой, чтобы сохранить за собой право называться научным институтом, — считает Ирина Чеснокова, замдиректора ИРМ по управлению персоналом.
— Большинство возрастных сотрудников хотело бы поделиться своими знаниями, но часто оказывается, что не с кем. Поэтому нужно уделять много внимания подбору новых кадров, их воспитанию. Ведь таких людей, которые мечтают связать жизнь с наукой, сегодня в России очень мало: из тех 15—20 молодых людей, что приходили на моей памяти работать в институт, в науке остался только один, — рассказывает начальник отдела научного и инновационного развития ИРМ Наталья Глушкова.
Как руководство института намерено решать кадровую проблему? Во-первых, разви-вать наставничество, находить и сводить молодых и опытных работников, которым было бы интересно работать вместе. Во-вторых, снять с научных сотрудников непрофильную нагрузку. Сегодня на них ложится много административной работы, которую решено переложить на менее квалифицированный персонал. В-третьих, развивать коммуникации между учеными из различных подразделений. И, в-четвертых, прислушиваться к мнению молодых и подающих надежды работников.
У молодежи всегда другой, часто нестандартный взгляд на вещи. Может быть, поэтому форсайт-сессия с активом молодых сотрудников длилась дольше всего. Разбившись на группы, они размышляли над тем, какие направления работы институту реакторных материалов нужно будет развивать, чтобы оставаться на плаву и через 20—30 лет.
— Нам поставили задачу заглянуть в будущее. Попытаться понять, куда мы идем, и в каком направлении нужно развиваться институту. Это полезно, потому что помогает разо-браться в себе, в своей будущей карьере, в том, к чему готовить детей. Такие сессии помо-гают поверить, что к нашему мнению прислушиваются, что руководство открыто к диалогу и будет учитывать наши предложения в планах развития предприятия, — поделилась Свет-лана Фокина, начальник отдела информации и интеллектуальной собственности АО «ИРМ».
Справка
Институт реакторных материалов начал работу в городе Заречном Свердловской об-ласти в 1966 году с пуска реактора ИВВ-2. Сегодня он занимается фундаментальными ис-следованиями и экспериментальной работой в области атомной энергетики, производством радиоизотопов, выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания и эксплуатации ядерных энергетических установок. В 2017 году АО «ИРМ» получило грант Фонда развития промышленности на реализацию проекта по созда-нию производства радиофармпрепаратов для лечения рака.